–проявляет доброту, внимание, заботу; может попросить о помощи и оказать ее; уважает желания людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке; понимает разный характер отношения к нему окружающих; умеет заметить изменения настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников;
–способен управлять своим поведением и способами общения; может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим;
–проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками; умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой и другими детьми и взрослыми; умеет адекватно оценить себя в сравнении с другими людьми.
Речь и речевое общение
–овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами;
–в диалоге выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
–проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
–в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
–проявляет критическое отношение к речи, стремится говорить грамматически правильно, в связи с чем затухает словотворчество, сокращается количество аграмматизмов;
–способен объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт и др.);
–владеет обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов и др.;
–способен находить решения задач открытого типа (в конструировании, в играх, в рифмотворчестве и др.);
–использует символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение карт, планов, схем и др.); может использовать их и как средства запоминания;
–способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;
–в рассуждениях может учитывать позицию другого ребенка, взрослого (децентрация);
–проявляет разнообразные познавательные интересы (хочет узнать, как устроен мир живой и неживой природы, движущиеся объекты и др.); может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
–имеет элементарные знания об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города; различает общее и специфическое в культурных традициях и обычаях разных городов;
–проявляет разумность поведения дома, в детском саду, на улице.
Эстетическое развитие
–знаком со множеством литературных произведений; может пересказать выбранную им самим сказку или рассказ; выразительно прочитать небольшое стихотворение; пытается сочинять сказки; проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
–имеет определенный опыт восприятия произведений изобразительного и прикладного искусства, в том числе подлинников; проявляет к ним интерес, эмоционально реагирует и понимает доступное ему художественное содержание; может самостоятельно создать индивидуальный образ в творческой изобразительной деятельности; интегрирует разные ее виды для большей выразительности этого образа; владеет определенным объемом технических навыков и умений;
–эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений; может участвовать в коллективной декоративной дизайн-деятельности, соблюдая принципы эстетического единства пространства;
–эмоционально и увлеченно слушает музыку; воспринимает и осмысливает целостный музыкальный образ; может определить элементарные жанр и форму музыкального произведения;
–пользуясь свободными пантомимическими движениями, может воспроизвести общий характер и динамику развития музыкального образа; основные и танцевальные движения исполняет выразительно и достаточно легко; может придумать небольшую музыкальную композицию;
–исполняет простые песни в удобной тональности и соответствующем его голосу диапазоне; владеет элементарными певческими навыками;
–играя на детских музыкальных инструментах, может воспроизвести динамику, темп и ритмический рисунок пьесы; подбирает по слуху простые мелодии; может играть в ансамбле и оркестре; импровизирует на детских музыкальных инструментах.
Физическое развитие
Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:
–по положительным изменениям в физическом и функциональном развитии ребенка; устойчивости к изменениям внешней среды (хорошая сопротивляемость заболеваниям, сравнительно легкое, непродолжительное их течение без осложнений); качеству засыпания и сна; аппетиту (без отрицательного отношения к отдельным видам пищи); достаточно хорошей физической и умственной работоспособности; умению сохранять правильную осанку;
–по способности самостоятельно выполнять необходимые бытовые процессы (охотно включается в занятия, игры, дежурства, выполняет гигиенические процедуры, владеет навыками самообслуживания); физической активности (не менее 50 - 60% времени бодрствования); удовольствия от пребывания на открытом воздухе в любую погоду (не менее 4 часов в день);
–по положительной динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей, активности), соответствующей нормальным показателям возрастного развития моторики;
–по уверенному владению «азбукой движения»: обладает элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх; умению самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;
–по уровню развития произвольности действий: умеет поставить двигательную задачу (цель действия), выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с образцом; отразить их в словесной форме; прилагает волевые усилия - выдержку, настойчивость, решительность, смелость - для достижения поставленной цели.