Социальное и эмоциональное развитие
В возрасте от 4-х до 5-ти лет очень сильно обогащается эмоциональный мир ребенка. Он учится понимать чувства и потребности других людей, может чувствовать симпатию к другим людям и могут поделиться своими игрушками. Малыш иногда может проявлять ревность к родителям. В какой-то момент малыш вдруг осознает, что мир это не сказочная страна, в которой он герой. Он начинает осознавать реальность и свое несовершенство, и ему становится страшно. Примерно в пять лет дети начинают задавать вопросы о смерти. Ребенку нужно разъяснять какие события происходят в жизни и как ему следует поступать в разных ситуациях. Он также должен знать, что родители установили пределы его поведения и следят за его безопасностью. В этом возрасте ребенок заводит новых друзей. Развивается чувство юмора ребенка и он может смеяться над смешными ситуациями. У некоторых детей может появиться мнимый друг, которого они себе придумали. Это происходит обычно тогда, когда у ребенка нет друзей или ему не с кем играть. Это не является признаком проблем в области развития. Малыш уже сам может сходить в туалет, использовать туалетную бумагу по назначению и спустить воду.
Развитие мышления
В возрасте 4-х – 5-ти лет совершенствуется образное мышление ребенка. Он задает много вопросов об окружающем его мире. Иногда взрослые не знают как ответить на детские вопросы, например, вопросы о смерти или поле. Попробуйте отвечать на вопросы ребенка настолько просто и честно, как это возможно, не сообщая ему больше, чем он просит. Расскажите ребенку об убеждениях вашей семьи, помогите ему понять, что жизнь имеет различные стадии, что люди живут по-разному и имеют различные ценности, и это нормально. В этом возрасте ребенок как правило:
-понимает указание, в котором его просят сделать два- три действия одновременно, например, «Возьми стакан воды, отнеси его к папе, а затем положи стакан обратно на стол»
-может отсортировать объекты по размеру, по цвету или форме.
-может сравнить вес двух предметов и выбрать тот, который тяжелее.
-понимает значение слов » выше», «меньше» и «короче».
-иногда может скопировать свое имя.
-может нарисовать человека с головой, туловищем, ногами и руками, на лице которого глаза , рот, а иногда и уши.
-может рассказать разницу между утром и днем
-может называть цифры до 20-ти и начинает считать объекты, касаясь их
-хорошо держит карандаш
-вырезает по линии
-называет и показывает цвета
-если его научить, то к пяти годам ребенок знает свое имя, возраст и адрес к пяти годам
-знает квадрат, прямоугольник и треугольник и может скопировать прямоугольник.
Физическое развитие
К 5-ти годам малыш становится ловким, гибким, его движения теперь намного совершеннее и эстетичнее. Он может:
-легко подниматься и спускаться по ступенькам
-бросать, ловить и пинать мяч
-взбираться по лестницам и деревьям
-стоять на цыпочках, ходить и бегать на кончике ноги
-достаточно быстро бегать перепрыгивать небольшие объекты
-очень хорошо кататься на трехколесном велосипеде
-стоять на одной ноге в течение нескольких секунд, и даже прыгать на ней
-нанизывать на нить бисер
-сам себя раскачивать на качелях
-сам себя обслужить в туалете, но все еще не может быть сухим ночью.
Развитие речи
В возрасте 4-х – 5- ти лет словарный запас ребенка превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Ребенок пытается понять, что значит счастье, справедливость, нежность и т.п. Он любит говорить и пытается понять, как устроен мир.
-в целом он говорит ясно, хотя все еще произносит не все звуки.
-задает вопросы «почему», «когда», «как» и спрашивает значения непонятных слов
-рассказывает длинные истории, которые могут быть частично правдивыми и частично придуманными
-говорит о том, что может случиться или что он хотел бы, чтобы произошло
Что ему нравится
-Шутки. Он будет смеяться и говорить глупости или глупые слова.
-Книги и рассказы с интересными рифмами и словами.
-Играть с другими детьми.
-Физическая деятельность.
Что вы можете сделать
Основное, что ожидают дети играя с родителями, это весело провести с ними время. Важно не превращать игру в «уроки». Поговорите с ребенкомо том, что они делает, и где он был. Спросите его, что он сделал и что видел. Слушайте с интересом, когда он говорит вам и вступайте в разговор. Читайте книги для своего ребенка. Поговорите о том, что изображено на картинке. Играйте в лото. Дайте возможность ребенку научиться ездить на трехколесном велосипеде. Играйте в мяч, ходите в парк. Дайте ребенку пластелин и краски Хвалите и поощряйте малыша, когда он считается с другими, помогите ему думать думать о том, что чувствуют другие люди.
|