Родителям
гиперактивного ребенка необходимо придерживаться определенной тактики
воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка
«зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере
еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании
ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой -
постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии
выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывает на ребенка
с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие,
чем на здоровых детей»
Родители
также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются
исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и
огромного терпения.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть
направлена на решение следующих задач:
Стабилизация
обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими
родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше
обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет
гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется
замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…
Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от
специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного,
уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется
разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются
умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять
возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с
ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой
тактики воспитания.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо
избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и
предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в
сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями - с другой. Частое
изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое
негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.
Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с
избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить
с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей - рынки,
гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно
ограничивать малыша лишь одним партнером.
Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим
дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий
существования.
Не жалейте усилий на
то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности,
самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела;
развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при
выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое
место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе
подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату
ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20
минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем
вернуться к урокам.
Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций,
которые должны носить конкретный характер.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями
внимания, памяти и трудностями самоорганизации - это развешивание специальных
листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые
ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах
на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате
ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать
информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать
рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» -
изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок
должен сделать на листе специальную пометку.
Еще один способ воспитания навыков самоорганизации -
применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным
предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению,
красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить.
Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При
необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее
пройденному учебному материалу.
Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые
обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды
- синий, для игрушек - желтый. Значительная по площади и хорошо заметная
цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками,
соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную
задачу.
Как научить ребенка с
гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению,
контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального
взаимодействия с людьми?
Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть
простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на
их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение,
награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная
отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр
телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте
замечания спокойно и доброжелательно.
При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать
для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.
Для развития тонкой моторики и общей организации движений
полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом,
плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом - т.к. они потенциально
травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).
|