
Большинство из нас (90—95 процен¬тов) — праворукие; можно даже сказать, что праворукость — один из видовых признаков человека. А леворукость, следовательно, отклонение? Да, но отклонение это само по себе не относится к числу болезненных, а считается вариантом нормы. Есть и еще один вариант — отсутствие устойчивого предпочтения какой-либо руки или применение в одних действиях только правой, а в других — только левой руки. Это явление называется амбидекстрией.
В основе леворукости лежат асимметрии структуры и функции двигательного анализатора головного мозге. Поэтому насильственное переучивание леворуких детей ведет к нежелательным последствиям. Не менее чем у 40—50 процентов таких детей, как правило, меняется поведение; они становятся раздражительными, вспыльчивыми, капризными, учащаются реакции протеста по отношению к родителям, воспитателям и педагогам. Ухудшается ночной сон и аппетит, особенно по утрам, в некоторых случаях возникают ночной энурез, заикание, плаксивость, вялость, головные боли, жалобы на усталость правой руки, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Такие дети в 5—6 раз чаще страдают неврозами. Пишут переучиваемые медленно, с видимыми физическими усилиями, без соблюдения правил каллиграфии.
Родители и педагоги первыми могут заметить, что ребенок предпочитает левую руку. Следует при этом учитывать, что у большинства детей до 3—5 лет отмечается псевдоамбидекстрия (ложная обоерукость): они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них. В эту пору еще допустимы осторожные попытки обучить предполагаемого левшу работать правой рукой. Однако эти попытки должны проходить без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если ребенок сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.
Основные рекомендации для родителей — необходимо бережное отношение к леворуким детям. Если признано, что ребенок левша, не создавайте в семье обстановки «чрезвычайного происшествия», как можно меньше обращайте внимания на эту его необычность и исключительность. Недопустимо, чтобы взрослые обсуждали в присутствии ребенка, хорошо это или плохо — быть левшой, тем более вовлекали в эти споры его самого.
В школе леворукому ребенку надо непременно определить за партой или столом место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем своего соседа по парте. Дома, выделяя место для занятий, нужно сделать так, чтобы свет из окна, от настольной лампы падал с правой стороны.
У некоторых леворуких детей при достаточном кругозоре, удовлетворительной памяти, хорошем владении устной речью встречаются довольно необычные явления — признаки «зеркального» мышления. Это — инвертное, перевернутое справа налево написание отдельных букв или целых слов, перестановка слогов с переносом их из конца в начало слова, перестановка при арифметических действиях цифр, упорное чтение слов справа налево. У этих детей наблюдается, кроме того, позднее дифференцирование понятий «правое» и «левое», затруднение ориентировки на местности. Чрезвычайно важно как в семье, так и в школе терпимо относиться к такого рода «странностям». Не стоит быть слишком строгим к каллиграфической стороне письма детей: допустимы вертикальное написание букв или наклон почерка влево.
Часто родители задают вопрос; как обучать леворуких детей письму левой рукой, есть ли здесь какие-либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. Первая и более распространенная, когда рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой: лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой.
Вторая манера называется инвертной. В этом случае лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, а рука и ручка находятся над строкой и кисть повернута в сторону груди пишущего. При обучении письму нужно предложить самому левше избрать ту манеру, которая для него более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников. Нередко в самом начале обучения ребенок путает правую и левую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует пометить цветным карандашом левую сторону листа, объяснив при этом ребенку, что именно здесь начинается строка.
Для того чтобы преодолеть стремление ребенка к перевернутому, зеркальному письму, следует предложить ему писать буквы и слова по заранее заготовленным трафаретам.
В играх, во внеклассной работе тоже нужно учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность и ослабленность тормозных процессов. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания.
Большой деликатности требуют беседы с леворукими детьми. Очень важно объяснить им: не надо стесняться леворукости и скрывать ее, левши внесли большой вклад в общечеловеческую культуру, и примеров тому — великое множество.