 1. Не внушать ребенку, что он плохой. Это формирует отрицательную самооценку у ребенка и осложняет его взаимоотношения с миром. 2. Не использовать агрессивные методы воспитания. Контроль собственных негативных эмоций демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет взрослого. 3. Объяснять ребенку в каких случаях допустима агрессия, а в каких можно решить ситуацию мирным путем. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружа¬ющих и самого ребенка. 4. Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов». 5. Нельзя отказывать ребенку во внимании, нежности, заинтересованности. Это должно быть предоставлено в те промежутки времени, когда он ведет себя хорошо. Скандал, устроенный 5 минут назад, должен быть забыт. 6. Ребенку необходима сфера для реализации: кружок актерства, плавание (снижает возбудимость нервной системы), занятия восточными единоборствами (помогает развить навыки самоконтроля). 7. Не разрешать ребенку смотреть фильмы, мультфильмы, передачи с актами агрессии (с агрессии относится – сквернословие, грубость, издевательства, драка, избиение, убийство). 8. Обучить детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей. Например, выплескивать агрессию на предметы-заменители (порвать бумагу, покидаться подушками, побить боксерскую грушу), выплескивать внутреннее напряжение через активные действия (подвижные игры, занятия спортом), проявление символической агрессии (выразить свои чувства через рисунок, аппликацию, поделку). 9. Развивать у ребенка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание медитативной, спокойной музыки, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга). 10. Обучать умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. В семье должно идти обучение детей неконфликтным способам общения. 11. Самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессивности.
|