
- Понять возможную причину лжи. Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или намеренно?
- А если преднамеренно, то почему? В чем виноваты Вы?
- У Вас завышенные требования к ребенку или он лишь только подражает? Не спровоцировали ли Вы сами обман соблазнами и вопросами-ловушками?
- Кто пострадал от лжи: Вы, Ваш ребенок или посторонний?
- Ложь-нападение или защита, ложь-поплавок, фантазия, ложь во спасение или соломинка, последняя соломинка ребенка?
- Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию. Не чувствует ли Ваш малыш себя отверженным в семье? Не часто ли Вы даете понять ему что Вы — «над ним», а он — «под Вами», третируя его своими бесконечными «нет».
- Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, сказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество. Не занижаете ли Вы его самооценку?
- Имеет ли он право говорить «невежливую» правду, имеет ли право на выход отрицательных эмоций?
- Не нагружен ли он сверх меры непосильными заботами или делами?
- Не опекаете ли Вы излишне малыша? Не часто ли вторгаетесь в его интимный мир? Не подражает ли ребенок так своим сверстникам? И не копирует ли Вас, являясь неожиданным свидетелем того, как Вы манипулируете ложью, считая ее сущим пустяком?
- Не вызываете ли в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»?
- Боится ли он этих наказаний?
- Не раздражайтесь, не придумывайте способы расправы, он не преступник, он всего лишь на всего ребенок, еще беспомощный, еще неопытный, еще незнающий, как удержаться в этом мире, как выдержать, как устоять... И оттого все время пробующий... Сегодня он попробовал, что значит ложь.
- Потому не надо на него сердиться, а лучше объясните ему, что следует за ложью. И почему необходима честность.
- Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее ободрите, чтобы он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, — значит, честный и больше не обманет никого.
- Если малыш не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. Такая сказка будет малышу доступнее, чем Ваши объяснения абстрактного понятия «лжи» и «обмана».
- Если Вы точно знаете причину лжи, скажите сразу, что вам все известно, а не набрасывайтесь на ребенка с вопросами-ловушками. Старайтесь сделать честность частью натуры малыша.
- Он должен понимать, что Вы не можете смириться с ложью и всякая неправда Вам чужда. И даже умолчание о правде тоже ложь.
- Учите его говорить любую правду. Пусть он поймет, что лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.
- И даже самую «белейшую» ложь, ложь во спасение, старайтесь осудить с ним и подсказать ему другие выходы в подобных ситуациях.
- Старайтесь как можно чаще поощрять искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом. Он дожен знать, что розыгрыш не так безвинен.
- Вам надо разрешить ребенку в адекватных ситуациях выплескивать все негативные эмоции наружу, не ощущая чувства собственной вины, и говорить не только лишь «подслащенную» правду, но и другую, «горькую», которую бы не хотелось никому, конечно, слышать.
- Примите меры, чтобы он себя не чувствовал отверженным в семье, чтобы исчез душевный дискомфорт.
- Великодушно протяните ему свою руку. И станьте для него таким близким человеком, чтобы он не хотел Вас огорчить обманом.
- Старайтесь сделать все от Вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.
- Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в Вашей семье.
- Заботы малыша должны быть только возрастные. Дела — посильные. Чрезмерная опека ему не нужна.
- Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.
- Когда малыш копирует своей ложью Вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.