 • Обратите внимание на собственное поведение. Ребенок не должен быть свидетелем вашей мни¬тельности и демонстратив¬ного беспокойства. Ваша уверенность в себе, добро¬желательность и контакт¬ность - пример для него. • Не кричите на ребенка в присутствии других детей. Унижение ребенок помнит очень долго. • Поручайте ему работу по силам. Он не должен бояться, что не справится с заданием и заработает наказание. За каждый успех щедро хвалите. • Откажитесь от отрицательных ярлыков: «лен¬тяй», «недотепа», «ува¬лень», «дикарь», «тихоня». Он привыкнет - и посте¬пенно научится им соответ¬ствовать. • Не давите на него. Ребенку нужно дать время познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый учитель, новая квартира. Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он расслабится. • Играйте с ребенком, давая ему роль лидера: маленького разбойника, пирата или главного зайчи¬ка в лесном царстве. Дети легко перевоплощаются: он поймет, что существует и иной тип поведения. • Обсудите, что делать, чтобы войти в контакт с другими детьми - разберите ситуацию до мелочей. Не забудьте об улыбке и необходимости здороваться. Отрепетируйте варианты поведения, поощряйте первые успехи. • Чаще говорите по душам, рассуждая о поведении и характерах знакомых детей и взрослых. Уважайте его мнение. Предложите обсудить конкретную ситуацию. Напри¬мер, вы узнали, что у них в классе, есть тихая девочка. Спросите своего ребенка, как относятся к ней ребя¬та? Что они скажут, если она попросится в игру? Уз¬найте, чем он мог бы ей по¬мочь? Так он сможет обсу¬дить свои проблемы. • Составьте список его положительных и отрица¬тельных качеств. Покажи¬те, как это делается, на личном примере. Будьте са¬мокритичны, относитесь к детским откровениям бе¬режно и с юмором. Если ребенок говорит, что он «глупый», спросите, почему. Вероятно, дело в том, что он дольше других обду¬мывает ответы. Просматри¬вая список, ребенок пой¬мет, что у него много хоро¬ших качеств. • Научите его приветливости. За каждое «здравствуйте!» - учителю или бабушке на лавочке -он заслуживает поощрения. Постепенно ребенок перестанет смущаться и привыкнет здороваться. Ли обращаться с вопросом, просьбой. • Застенчивость проявляется в скованности и неловкости движений. Запишите ребенка в танцевальный, хоровой или театральный кружок.
|