Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной речевой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что : - возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; - не соответствуют возрасту говорящего; - требуют логопедического вмешательства; - могут задерживать и искажать дальнейшее развитие ребёнка.
Причинами речевых нарушений могут быть: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, отягощённая наследственность, травмы, неправильное строение органов речевого аппарата, невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте, двуязычие в семье и др. Речевые нарушения разнообразны : расстройства темпа и плавности речи, заикание, нарушения голоса, дислалии, задержки общего развития речи, ринолалии, алалии, афазии и др. Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются недостатки звукопроизношения – дислалии, а иногда и дизартрии. Речевые нарушения можно и нужно исправлять своевременно, прибегая к помощи логопеда или дефектолога. Для предупреждения недостатков речи необходимо : 1. следить за общим состоянием ребёнка, укреплять и закалять его организм. 2. своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки: не допускать хронического насморка, следить чтобы после ангины дети не перенапрягали голос; не допускать течи из ушей и т.д. так как всё это может стать источником задержки развития речи или её нарушения. 3. создать все условия для правильного речевого воспитания ребёнка в семье.
Работу по развитию речи детей в семье начинайте с первых месяцев жизни. Говорите с ребёнком спокойно, чётко, ясно, не «сюсюкайте». Поговорки, загадки, скороговорки, короткие стихотворения, речевые игры помогут Вам и Вашему ребёнку. Учите ребёнка вслушиваться в речь окружающих, находить определённые звуки в словах, стихах, загадках. Для занятий дома Вам потребуется не более 15 минут ежедневно. С детьми 5 лет и старше проводите занятия перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений губ, языка. Занятия дадут наилучший результат, если проводить их в форме игры, заинтересовать ребёнка, вовлечь в игру других членов семьи. Индивидуальные тетради оформляйте аккуратно, красочно. Вносите в них свою выдумку, фантазию. Это доставит удовольствие Вашему ребёнку, а польза несомненна. Точно и правильно выполняя дома задания логопеда, Вы поможете своему сыну, дочке, внуку исправить имеющиеся нарушения речи. В школу, в жизнь он войдёт полноценным, уверенным в себе человеком.
|