"Если бы кто-то понаблюдал, как мы с сыном делаем
уроки, то решил бы, что я либо сумасшедшая, либо хуже мачехи. Сын выводит меня из
терпения уже через 15 минут с начала занятий: то он ворон считает, то забывает,
где записал домашнее задание. Если бы не я, он вообще бы, наверное, не смог
учиться. Что с ним делать?..» Надежда С.
Делать что-то надо не с
ним, а с вами, уважаемая мама. Поставьте себя на место сына. И зачем это ему
что-то помнить, напрягаться, если есть такая ответственная и неравнодушная
мамочка, как вы? Она убеждена, что ребенок без нее в школе учиться не будет,
станет неряшливым, безалаберным и вообще плохо кончит!
Конечно, трудно вот так
взять и начать доверять ребенку, поверить, что он справится со всем сам. Но
делать это надо, иначе сын окончательно сядет вам на шею.
Совет: успокойте себя и передоверьте
ребенку то, что он может (и обязан) делать сам.
Для начала доверьте ему самостоятельно собирать ранец и
отвечать за его содержимое, ведь это его
ранец! Потом - за уроки.
Потом
- за утренний подъем по будильнику. И
обязательно выясните, нравится ли ему школа, что именно в ней нравится, какие
предметы, каковы его отношения с одноклассниками. Этой информацией вы сможете
руководствоваться, когда будете объяснять ребенку, зачем он ходит в школу и для
кого он это все делает.
Если уж беретесь
помогать ребенку в выполнении домашнего задания, то держите свои нервы под
контролем. Иначе вреда будет больше, чем пользы. Не понукайте, не делайте без конца замечания, не советуйте. Так вы сбиваете
ребенка с мысли. Если решение не идет,
не говорите под руку: «Ну это же проще простого! Что тут сложного?»
Целесообразнее посочувствовать: «Да, задача не из легких. Но ты справишься». Высказывания типа «Это любой дурак решит» не
допустимо. И не только из-за грубости. Таким образом вы снижаете самооценку
ребенка. Он зацикливается не на решении, а на мысли о своей тупости.
У детей есть привычка во время подготовки домашнего задания
делать что-то вроде бы совсем постороннее: грызть карандаш, чесать затылок,
качаться на стуле. Не ругайте! Эти и тому подобные монотонные действия помогают
думать.
Запрещены оценочные фразы: «Ты - позор семьи!», «Как хорошо
училась твоя сестра, а ты...».
Если ребенок сидит за уроками уже более двух часов, делайте
перерыв - отправляйте гулять, сбегать за чем-то в магазин. То есть переключите
ребенка с одного вида деятельности на другой. Это куда продуктивнее
механической зубрежки, а также буксования на месте.
|