 У детей 6-7 лет внимание слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов обеспечивающих процессы внимания.. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями. Люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений – корректурные задания. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется использовать задания требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров и т.д.); задания по типу «перепутанные линии», поиск скрытых фигур. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу). По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания. Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв. Простые упражнения: 1. Ребенку предлагается прослушать текст и сосчитать в нем количество слов с определенным звуком (л, н, т... и т.д.) . 2. Предлагается назвать как можно больше имеющихся в комнате предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или любую другую. Или предметы определенного цвета, формы. 3. Разложить на столе 12 картинок или предметов, в течении нескольких секунд показать ребенку. Потом ребенок на память должен назвать какие предметы лежали на столе. В норме для младшего школьника - 6 и более. 4. Сравнение картинок (найди различие). 5. Найти дорожку. «Какая дорожка приведет зайчика домой?». Дорожка прослеживается взглядом, без помощи карандаша или рук. 6. Исправить ошибки в тексте или в примерах. Например: «Внизу над ними расстилалась пустыня. Старые лебеди склонили горые шеи.» 7. Корректурная проба. Для этого задания подойдет любой текст из старого журнала. Главное, чтобы буквы были хорошо пропечатаны и достаточно крупные. Вариант 1. Подчеркивать букву «а», зачеркивать «с». Вариант 2 (более сложный). Подчеркивать букву «а», зачеркивать «с». Через минуту задание меняется: Подчеркивать букву «с», зачеркивать «а». Упражнение выполняется 5 минут с чередованием через минуту. 8. Играйте в подвижные игры, развивающие внимание. «Съедобное –несъедобное», «Глухой телефон», «Запрещенное движение», любые игры с мячом.
|