 Учите ребенка быть вдумчивым, не спешить при выполнении заданий, не лениться думать. Осведомленность. Расширяйте кругозор ребенка. Читайте познавательную и художественную литературу. Беседуйте с ребенком о том, что его окружает и о том, что происходит в мире. Сравнение. Учите ребенка сравнивать предметы, явления, поступки. Находить в них схожее и различное. Чем больше признаков назовет ребенок, тем лучше. Например, сравните тетрадь и книгу. Обобщение. Учите обобщать ребенка предметы, явления, полученные знания по группам или темам. Например, на какие группы можно разделить слова: вишня, слива, репа, помидор. Анализ. Учите ребенка из частей собирать целое. В этом помогают загадки, когда по отдельным признакам надо угадать о чем идет речь. Если ребенок затрудняется, всегда объясняйте как надо находить ответ. Аналогии. Выполнение заданий по образцу, или выполнение подобных заданий. Учите ребенка видеть подобие в заданиях, единый алгоритм действий, действия по общему правилу. Например: стол –скатерть, пол - …? Гибкость мышления. Предложите ребенку переставить буквы так, чтобы получилось слово. Например, ШУГАР, НОИЛМ. Или из одного слова составить другие слова. Например, из слова «лампа». Также помогают развивать мышление: 1. пересказ текста или описание картинок. 2. объяснение смысла пословиц и крылатых выражений. 3. нахождение причины и следствия какого-либо события (что было до этого и что будет потом). 4. решение ребусов, использование игр-головоломок. 5. собирание мозаики. 6. Игра «На что похоже». Называется предмет или геометрическая форма и задается вопрос «на что похоже?». Нужно назвать как можно больше. Например, круг похож на солнце, розетку, шляпу и т.д. 7. Игра «Что с этим можно сделать?». Называется предмет и нужно придумать как можно больше новых способов его применения. Например, из карандашей можно сделать забор, закладку, использовать вместо гвоздя и т.д. Играйте вместе с детьми, помогайте им, объясняйте смысл заданий. При выполнении заданий добивайтесь того, чтобы ребенок учился действовать без подсказки, использовать тот запас знаний, который у него имеется. В играх можно использовать темы или слова, связанные с учебной деятельностью (русский язык, математика, природоведение и т.д.)
|